«Будем беречь русскую речь».

Под таким девизом 4 апреля 2019 года в п. Ленинский Матвеево-Курганского района состоялось заседание дискуссионного клуба. Занимательное, интересное и актуальное мероприятие, эпиграфом которого стало высказывание А.Н. Толстого: «Язык — это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

На базе МБОУ Ленинской сош по инициативе администрации Таганрогского института имени А.П. Чехова, при поддержке отдела образования Администрации Матвеево-Курганского района и МБУ МКР «Информационно-аналитический центр развития образования» собрались учащиеся нескольких школ района:

— МБОУ Политодельской сош,

— МБОУ Ленинской сош,

— МБОУ Комбайновской оош имени воина-афганца А.Демяника,

— МБОУ Матвеево-Курганской сош № 1,

— МБОУ Матвеево-Курганской сош № 2,

— МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 имени Героя Советского Союза А.М. Ерошина.

Коллектив Ленинской школы принял гостей очень тепло. Администрация, учителя и учащиеся позаботились о том, чтобы это было не скучное мероприятие, а праздник, который никого не оставит равнодушным. Помещение школы и актового зала оформили высказываниями о русском языке известных писателей, ученых, в зале висели плакаты, рисунки, сделанные учащимися. Директор школы Кошелева Алла Николаевна обратилась к присутствующим с приветственным словом, где представила основные направления в разработке программы предпрофильного образования, на которое школа планирует перейти с нового учебного года. Затем школьники представили композицию о русском языке, они рассказывали стихи, танцевали, пели песни.

Вообще, все заседание было очень содержательным. С самых первых минут зрители были впечатлены выступлением учителя русского языка и литературы Беликовой Веры Григорьевны, которая привела яркие примеры из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» об использовании словарного запаса героями произведения, давая ясно понять участникам заседания клуба, что речь должна быть богатой. Её слова, адресованные молодым людям, тронули до глубины души и заставили задуматься.

Перед началом дискуссии с докладами об изменениях, происходящих в настоящее время в языке, выступили студентки факультета ПиМДНиДО Екатерина Серикова и Анастасия Деркач. Далее студенты представили презентации «Что такое сленг?» и «Жаргонизмы в нашей речи». Особенно впечатлили исследования, из которых стало известно, что большое количество слов студентов и учащихся – это слова – паразиты, засоряющие нашу речь.

И.о. заведующего кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи, кандидат филологических наук, доцент кафедры Наталья Алексеевна Гурдаева обозначила тему дискуссионного клуба и предложила обучающимся ответить на вопросы, касающиеся понятия «культура речи».

Это стало самой впечатляющей частью мероприятия, ведь обсуждение вопросов касалось таких проблем, как знание речевых норм родного языка, связь между уровнем речевой культуры и возможностью устроиться на интересную и престижную работу. Яркий и горячий спор вызвал вопрос об универсальной форме обращения к незнакомому человеку. Были разные варианты: от «уважаемый или уважаемая», «мужчина или женщина» до «сударь или сударыня» и обычного покашливания, чтобы привлечь внимание. Но всё же был выбран вариант, когда стоит извиниться перед незнакомым человеком за то, что отвлекаете, а затем задать вопрос.

Темы обсуждения касались классической литературы, неизменно влияющей на нашу речь. Ученики вспоминали свои любимые произведения. Каждый отдавал предпочтение разным жанрам и авторам, говоря о той книге, которая стала одной из самых лучших и познавательных.

Ярким свидетельством эффективности такой формы взаимодействия со школьниками, как дискуссионный клуб, было желание участников не прекращать общение и в дальнейшем продолжить встречи и заседания. Все учащиеся поделились впечатлениями, полученными от мероприятия:

Общее мнение учащихся МБОУ Ленинской сош: «На протяжении всего мероприятия чувствовалась доброжелательность, открытость, внимательность со стороны педагогов, неподдельный интерес, активность и увлеченность учащихся школ. Было очень интересно. Для себя узнали много нового, пообщались с интересными людьми. Остались приятные и яркие впечатления».

Учащиеся МБОУ Политотдельской сош: «Мероприятие прошло очень интересно, и мы не заметили, как пролетело время. Особенно нам понравился формат мероприятия (дискуссия), потому что каждый смог выразить своё мнение и услышать других. На наш взгляд, подобные встречи очень полезны, они способствуют воспитанию гордости за свой язык, желания изучать и сохранять его».

В. Нагерняк, учащаяся МБОУ Матвеево-Курганской сош №2: «Многие учащиеся школ делились своими суждениями о языке, понятиями о красоте речи и ее богатстве. Мне было очень интересно слушать эти высказывания, так как каждый участник тщательно обосновывал свой ответ, пытался максимально точно донести свои мысли до слушателей, подробно передать свое видение языка и понятие «чистота речи». В этом удивительном споре двух сторон: людей, знающих современный русский литературный язык как науку, и детей, которые только становятся на путь приобщения к великому богатству под названием – русский язык — рождалась та самая истина, то самое единство в любви к родной речи».

Команда МБОУ Матвеево-Курганской сош №3: «Подобные встречи способствуют не только поддержанию интереса к родному языку, но и установлению дружеских отношений между учащимися разных школ района».

Учащиеся МБОУ Матвеево-Курганской сош №1. Пономаренко София: «Хотелось бы отметить приятную атмосферу мероприятия и выразить огромную благодарность преподавателям Таганрогского института за организацию заседания и студентам за интересные сообщения, исследования и презентации, ученикам Ленинской школы за выступления и оформление зала».

Скуратова Дарья: «Для себя я сделала вывод: необходимо следить не только за тем, как мы общаемся с окружающими нас людьми, но и за правильностью своей речи».

Юрова Елизавета: «Я с интересом смотрела видео, где задавали прохожим различные вопросы, проверяя грамотность речи нынешней молодежи. Мне кажется, это видео заставило многих задуматься и над своей речью. Я думаю, в нашем посёлке также можно взять в руки камеру и пройтись по улицам, задавая вопросы, ответы на которые показывают культуру речи, а потом сравнить ответы взрослых людей с ответами молодёжи».

Зрители также поделились впечатлениями: «Хоть я и не была в основном составе, но с уверенность могу сказать, что было интересно. У всех команд было своё мнение, которое те, действительно, старались донести до присутствующих. Меня поразил уровень их разговорной речи, именно этим все ребята и располагали к себе, заставляя слушать.

    Всё мероприятие заставило меня задуматься о многих важных вопросах, но хотелось бы остановиться на наиболее тронувшей меня теме ‒ нужно ли читать «устаревшие книги»? Я считаю это актуальной для нашего времени проблемой. Ведь почти вся молодёжь перестала знакомиться с литературой даже из учебной программы, что буквально оставляет их без хорошей духовной пищи. На мероприятии прозвучала такая мысль: «Чтение художественной литературы обогащает человека знаниями и очень сильно помогает в поднятии уровня культуры речи. К тому же, это способствует ещё и грамотности, ведь в процессе поглощения информации работает зрительная память». Я полностью согласна с этими словами и думаю, что нам нужно читать книги писателей золотого века» (Шурлова Дарья, учащаяся МБОУ Матвеево-Курганской сош №1).

Мне также хотелось бы поблагодарить организаторов и участников мероприятия и выразить свое мнение. Мы вправе гордиться учащимися школ Матвеево-Курганского района. На протяжении всего мероприятия очень приятно было видеть их заинтересованность поднятой темой, слушать их грамотную речь, совсем не детские рассуждения, правильные (иногда даже неожиданные) высказывания. Что впечатлило больше всего? Отдельные ответы на отдельные вопросы.

На вопрос «Для чего нужно знать нормы русского языка?» были даны такие ответы:

— чтобы иметь статус в обществе;

— чтобы дать положительный пример младшим;

— чтобы высказать уважение к предкам и истории;

— чтобы общаться с влиятельными людьми;

— грамотному человеку отдается приоритет, ведь он сразу выделяется среди других;

— это личный комфорт каждого.

Еще один вопрос звучал так: «Способствует ли чтение художественной литературы повышению речевой культуры человека?». Самые интересные ответы:

— литературный язык красивый и лаконичный, поэтому, используя его, ты можешь описать что-то эмоционально, повышая интерес слушателей к себе;

— как бы ни менялась мода, все равно мы возвращаемся к классике – основе основ;

— чтение художественной литературы помогает оценить какую-то ситуацию и «примерить ее на себя»;

— все зависит от человека: увидев незнакомое слово, ты найдешь его значение или просто пойдешь дальше?..

Делая вывод, могу с уверенностью сказать: наша молодежь не безразлична к проблемам современного русского языка. Говоря об этом сегодня, они вспоминают прошлое, а это значит, что у нас есть будущее.

Все участники дискуссионного клуба единогласно считают, что подобные мероприятия должны проводиться в школах как можно чаще, так как это очень интересно и полезно.

 

Директор МБУ МКР «ИАЦРО» А.А. Слизкая.